Поместье Тинтинхалл-Хауз

eng-tintinhal

Тинтинхалл Хауз расположен в 200 км к юго-западу от Лондона. В ряду многих исторических садов Англии он не совсем обычный. За его кирпичными стенами, как в волшебной шкатулке, скрываются целых шесть садов, разных по духу и характеру. По английским меркам, масштаб его весьма скромный, он занимает площадь менее двух акров. Подчиненный строгой геометрии, он напоминает сад голландского барокко. История усадьбы восходит к концу XVI веку, когда земли в окрестностях местечка Тинтинхалл в графстве Сомерсет достались семейству Нэпперов. Дом впоследствии неоднократно переходил из рук в руки и достраивался, пока в начале 20 века его хозяином не стал доктор С. Прайс, местный священник, просвещенный в ботанике и садоводстве. Он фактически положил начало саду, существенно расширив уже существующий к тому моменту крошечный его участок, скрытый за кирпичными стенами. Одну из стен украшают два каменных изваяния орлов, поэтому сад назвали Орлиным Двором.

От западного фасада дома, прямо от входа, он соорудил прямую дорожку, замощенную камнем, приводящую через Орлиный Двор и Средний Сад в квадратный Сад Фонтана. Со ступенек дома вдоль дорожки, обрамленной стрижеными куполообразными кустами самшита, открывается наиболее протяженная садовая виста. В роли ее фокуса сейчас выступает белая металлическая скамья, стоящая под зеленым лиственным сводом в крошечном “секретном саду” за круглым водоемом Сада Фонтана. В 1933 г поместье купили супруги Рейсс, и с этого момента начинается история становления современного сада, ведущую роль в которой сыграла талантливый садовый художник Филлис Рейсс. Его основой стала главная ось, обозначенная дорожкой, вдоль которой прежний хозяин выстроил систему из трех перетекающих друг в друга садовых пространств. Миссис Рейсс использовала этот важный структурный элемент сада в своем проекте, продумав и решив внутреннее наполнение каждого из садов.

Орлиный Двор по внутреннему периметру обрамлен пышными миксбордерами. Если двигаться по дорожке от дома, с правой стороны выделяются лилейники, густые куртины агапантуса с голубыми цветками, лаванды узколистной и Нерины. Здесь можно встретить также небольшие деревья и кустарники с эффектной кроной, используемые в качестве архитектурных растений: цеанотус, кизил, дерен и скумпию. Старая кирпичная стенка и колонны с каменными орлами полускрыты жимолостью вьющейся и клематисами контрастных сортов “Etoile Violette” с темно-лиловыми и «Prince Charles” с бледно-лазоревыми цветками.

В более прохладных и затененных участках этого сада высажены декоративная слива “Ukon”, цветущая весной бледно-зеленоватым облаком цветков, ягодная яблоня, чубушники и гортензии, подбитые геранями сиреневых оттенков, а также морозником восточным. Края миксбордеров, в традициях дизайнерских решений Гертруды Джекилл, закреплены баданом сердцелистным и низкими бордюрными астрами. В цветовом решении посадок Орлиного Двора преобладают холодные тона, однако по обеим сторонам входа в сад растут несколько крупных кустов чайно-гибридных роз сортов “Gloria Dei” и “High Noon”, усыпанных желтыми цветками.

Средний Сад, второй в анфиладе зеленых залов, представляется более естественным и приглушенным, он не отличается сложными колористическими схемами цветников. Здесь привлекают внимание несколько сохранившихся старых деревьев дубов каменных. В составе миксбордеров участвуют невысокие рододендроны, темная листва которых эффектно контрастирует с белыми лилиями-саранками.

Несколько ступеней ведут вниз, в Сад Фонтана с перекрещивающимися дорожками и водным источником в центре. За стенами из стриженого царит белый цвет. Высаженные в плотные группы по углам боскета, в течение сезона цветут розы ”Iceberg“, нивяник, физостегия виргинская и бородатые ирисы сортов “English Cottage” и “White City”. На фоне зелени выделяются серебристая листва полыни, цветки белого агапантуса, астранции и королевской лилии.

Одним из первых шагов миссис Рейсс по переустройству своего сада, стало его расширение, при этом он увеличился более чем вдвое, из узкой полосы превратившись почти в квадрат. Сразу за хозяйским домом появился Кедровый Двор. Сформированный на месте бывшего загона для скота, он представляет собой обширную лужайку, окруженную древесно-кустарниковыми посадками и яркими цветниками. Название саду было дано в честь огромного ливанского кедра, возвышавшегося на этом участке. К сожалению, кедр оказался пораженным грибной инфекцией, и в 1994 г. его пришлось удалить. После тщательной стерилизации почвы на этом месте была проложена дорожка и сооружен широкий миксбордер, а несколько поодаль на газоне высажена смена — молодой ливанский кедр. Вдоль одной из наружных стен стараниями садовников сохраняется бордюр из германских ирисов старых сортов.

Под защитой высоких стен Кедрового двора нашлось место для небольшой коллекции магнолий, среди которых украшенная розовыми цветками м. Суланжа, м.крупноцветковая с огромными белыми, словно восковыми цветками и несколько довольно крупных экземпляров м. лилиецветной. В приствольные круги некоторых магнолий подсажены почвопокровные многолетники, особенно эффектен цикламен неаполитанский или плющелистный, укрывающий осенью землю цветущим розовым ковром.

Водный Сад, заложенный на месте бывшего теннисного корта, был построен на деньги, вырученные от продажи участка со старыми плодовыми деревьями. Середину лужайки Водного сада занимает длинный прямоугольный водоем, в углах которого растут пышные куртины болотного ириса, а поверхность воды занята островками цветущих кувшинок. В конце водоема к стене сада примыкает каменный павильон в античном стиле, увитый виноградом, клематисом и алой плетистой розой “Allen Chandler”. Внутри павильона и перед ним, на плитах мощения, выставлены большие керамические горшки, в которых красуются крупные многолетники — хосты, роджерсии и папоротники, высаживают в них также луковичные и однолетники.

Под крышей павильона стоят плетеные кресла из ивняка. Из павильона открывается замечательный вид не только на водоем и миксбордеры, но и дальше – сквозь проем в тисовой стене Среднего Сада, на каменный сосуд, стоящий на постаменте. В фокусе этой садовой висты, одной из наиболее эффектных в Тинтинхалле, оказывается копия урны Вильяма Кента, основателя ландшафтного стиля в садово-парковом искусстве. Еще одна виста зрительно объединяет Водный Сад с Кухонным Садом, который замыкает квадрат зеленых залов Тинтинхалла.

Разделенный крест накрест на четыре части по образцу монастырских травников, Кухонный сад пестрит красками овощных, пряных и ароматических растений, однолетних цветов, сидящих в ровных рядках. Вдоль стены расположились низкие шпалерные посадки груш и яблонь, с ними соседствуют ягодные кустарники. Хозяйка обычно не пускала посетителей сада в свой “огород”. Однако сейчас, пройдя через тисовые арки, увитые жимолостью, каждый может очутиться на дорожках из гравийной отсыпки, отороченных бордюрами из бледно-розовых полиантовых роз “Mevrown Nathalie Nypels” и душистого котовника.

В 1954 г. миссис Рейсс передала свой сад в дар Национальному Фонду (The National Trust) – неправительственной организации, занимающейся сохранением и восстановлением многих объектов культурного наследия Англии. В нашей стране сейчас, как никогда, растет популярность ландшафтного туризма. И именно благодаря деятельности таких организаций, как Национальный Фонд, сохраняется возможность знакомиться с уникальными садами прошлого, такими, как Тинтинхалл, изучать их и перенимать опыт мастеров ландшафтного искусства.