Германия – это страна, где старинные парки не только сохраняются, но и развиваются. Они ни в коем случае не являются только «музеями» под открытым небом, хотя до наших дней дожили парковые комплексы, заложенные 200-300 лет тому назад. В старинных и дворцовых парках Германии по-прежнему есть место для самых смелых экспериментов садовников. Как в старые времена, именно они во многом задают моду на цветовые решения ландшафтов.
Например, прошлой весной на двух больших клумбах знаменитого парка, входящего в ансамбль дворцового комплекса Benrath в Дюссельдорфе, появилась нежная сиреневая дымка. Очень крупные садовые незабудки буквально образовали два облачка, как бы парящих над землей. Это решение, видимо, тут же оценили городские власти, и через пару недель тот же эффект можно было наблюдать уже на самой оживленной и помпезной улице в самом центре Дюссельдорфа. Вокруг голубых и сиреневых «облаков» толпились японцы, желающие сфотографироваться на фоне нежных цветов после изнурительного шоппинга в Burberrys и Max Mara. И так происходит всегда: коллективы ландшафтных дизайнеров крупных парков продуцируют идеи, а частники и городские власти потом используют их.
Бенратский дворец, как и прилегающий к нему парк, поражает воображение строгой геометрией аллей и разнообразием стилей, парадоксально собранных в одном месте. Сооруженное в середине XVIII столетия для пфальцского курфюрста Карла Теодора поместье Бенрат состоит из большого розового дворца с белоснежным декором в стиле рококо, двух его отдельно стоящих флигелей и огромного парка, выходящего к Рейну. Один из флигелей соединен с дворцом подземным ходом, в нем во времена курфюрстов располагалась кухня и винный погреб. По подземному ходу слуги с блюдами бежали в главный обеденный зал дома, где накрывали парадные обеды для самых высоких гостей. Из зала, украшенного четырьмя аллегорическими фигурами времен года, открывается два совершенно разных, но одинаково впечатляющих вида. Один на парадную площадь перед дворцом с огромным совершенно круглым озером, в центре которого бьет ввысь фонтан. Если бы фонтана не было, могло бы показаться, что это естественный водоемом. Так уютно устроились на его зеленых берегах пугающего размера гуси и утки. Под двухсотлетними ивами им явно живется неплохо, о чем свидетельствует непрекращающееся сытое кряхтение.
Из противоположного окна гостиной с аллегорическими фигурами вид открывается на главную аллею парка. Точнее на его регулярную часть. В горизонт уходит зеркальный канал, по обеим сторонам которого идут гравиевые дорожки для прогулок и два ряда древних липы. Если пройти до конца эту алею, упираешься в нерегулярную часть парка, это загадочное и очень романтичное место. Ощущение непроходимого дикого леса создается благодаря черным стволам деревьев, увитых плющом, странной красной траве и движению. Из-за птиц, белок, толстых кроликов, кротов и еще бог знает какой живности, весь «лес» пребывает в постоянном движении, от чего по началу делается жутко. Света в этой части парка намного меньше, чем в парадно-геометрической, да и водоемы здесь другие. Это темный канал с заметным течением и черными рыбами и система маленьких озер, затянутых тиной изумрудного цвета, с множеством островков и рваной линией берега. Это парк, гуляя по которому, можно выйти из «дикого леса» и оказаться на лужайке с клумбами, больше напоминающими свадебные торты. Рукотворные ландшафты этого парка сменяются первозданной долиной реки Рейн, в которые они плавно переходят. Порядок здесь чередуется с хаосом, а свет с его противоположностью.