Сиссингхерст

Для тех, кто путешествует по садам Англии, посещение этого удивительного места должно стать обязательным местом в программе.

Известность этому саду принесла семейная пара, купившая это поместье в 30-е годы прошлого века и за короткий срок превратившая его в знаковую достопримечательность садоводческого искусства. Практичный до педантизма сэр Гарольд Николсон запроектировал и воплотил в Сиссингхерсте принципиальную схему зонирования территории в целом, а его романтичная супруга, поэтесса и аристократка Вита Сэквилл-Вест продемонстрировала изумительное мастерство по части овладения принципов и методов декоративно-художественного садоводства.

Судьба поместья очень необычна. В 1573 году королева Елизавета I провела здесь три ночи, потом в течение ее правления дворец несколько раз перестраивался. В середине XVIII века в нем была устроена тюрьма для французских военнопленных, и в последующие семь лет через нее прошло более 3000 узников. Позже в полуразрушенном здании жили сначала бедняки прихода, а потом обитатели богадельни.

Старый дом едва ли был пригоден для жилья. Поэтому, когда в 1928 году поместье было выставлено на продажу, в течение двух лет покупателей не находилось. Всё изменилось в один дождливый апрельский день 1930 года, когда Вита Секвилл-Вест приехала сюда в поисках места, где она могла бы создать свой собственный сад. Вита с первого взгляда влюбилась в Сиссингхерст, так что спустя 3 недели после первого визита дом и 400 акров прилегающей к нему земли были приобретены супружеской парой. Однако все постройки и службы были в таком ужасающем состоянии, что только через несколько лет Николсоны смогли переехать в главное здание поместья.

Но прошлое Сиссингхерста не было забыто или вытеснено перестройками и новыми обитателями. Дизайн сада во многом определялся уже существовавшими кирпичными зданиями, стенами и средневековым рвом, два рукава которого обрамляют сейчас Фруктовый сад. К этому Гарольд решил добавить еще 3 новые стены из традиционного для этого сада материала (кирпича) и несколько новых живых изгородей из тиса, самшита, граба и роз. В результате такого планировочного решения получилась система из десяти отдельных садов, связанных между собой проходами в стенах и изгородях. Почти каждый переход из одного сада в другой — это не только пространственный, но и визуальный эксперимент. Необычные узкие висты направляют взгляд к отдаленным видам, скульптурам или вазонам. Особенное, удачно спроектированное расположение вист создает впечатление, будто гуляешь по саду вместе с его создателями, которые хотят показать самые красивые уголки. Гарольд описывал свою идею планировки так: создание «особенной цепочки ожидания, предвкушения различных сюрпризов и загадок и того восторженного удивления, которое испытываешь, разгадывая их». Поэтому Сиссингхерст невозможно полностью разглядеть даже с вершины башни. Этот сад требует долгого изучения, он словно приглашает в путешествие по своим лабиринтам, где навстречу вам появится не пугающий Минотавр, а статуя прекрасной девушки в окружении белых роз.

В Сиссингхерсте не встретишь повторений. Каждый сад — это восхитительное произведение искусства, цвет, характер, аромат которого действительно уникальны. Вообще Сиссингхерст можно назвать портретом творческого союза двух бесконечно талантливых, хотя и очень разных людей. Если вкус Гарольда был классическим, он предпочитал геометрическую планировку и симметрию в расположении дорожек, живых изгородей, цветников, расстановке скульптур и вазонов, то Витой владели романтические настроения. Она живописно заполняла растениями четко спланированные участки сада: кустарники, многолетники и травы будто «выплескивались», покидая пределы строгих цветников. Непримиримость Вита проявляла лишь к сорнякам, борясь с ними прополкой и мульчированием почвы измельченной сосновой корой.

Хотя и так в Сиссингхерсте розам отданы практически все самые красивые уголки, Вита назвала одну из зеленых комнат «Садом роз». Она предпочитала старинные сорта, которые обычно цветут только один раз в сезон, поэтому пик великолепия здесь приходится на июнь. А чтобы в остальные месяцы сад не выглядел скучным, Вита мастерски комбинировала розы с различными многолетниками: весной их предвосхищают ирисы, в июле-августе зацветают клематисы, а осенние астры и хризантемы поддерживают интерес до самого октября. В центре сада расположен «круг» Гарольда: круглый подстриженный газон, окруженный тисовыми изгородями, с разрывами через каждую четверть круга. Выходы из него ведут к прямоугольным цветникам, обрамленным низко подстриженным самшитом. Газон и окружающая его изгородь — это основа, постоянный композиционный центр сада вне зависимости от времени года. Но когда, отдав всю свою красоту окружающему миру, розы отцветали, Вите все-таки казалось, что сад на какое-то время умирает вместе с ними.

Из «Сада роз» легко попасть в «Липовую аллею», любимое творение Гарольда Николсона. Этот уголок был задуман в классическом итальянском стиле со статуями и тосканской керамикой в обоих концах аллеи. Гарольд высадил деревья и каждый год подрезал их так, чтобы ветви лип росли лишь в направлении, параллельном линии дорожки. В пике своего цветения сад напоминает задний план картины Ботичелли «Весна». А летом и осенью этот уголок остается почти без вмешательства садовников — иначе можно повредить море луковиц весенне-цветущих растений.

В сад перед Южным коттеджем одно время выходили окна комнаты Виты и Гарольда, со взгляда на него начиналось их утро. Четыре высоких тиса как будто стоят на страже спокойствия сада и его обитателей. Пышные цветники выдержаны в желто-красно-оранжевой цветовой гамме, они почти полностью монохромны, но это не мешает саду поражать разнообразием форм и сочетаний. Первым растением, посаженным в нем, была белая плетистая роза, которая до сих пор роскошно цветет каждое лето. Сад у коттеджа (cottage garden) — одно из самых милых и уютных мест Сиссингхерста, дорожки в нем немного уже обычных, клумбы — небольшого размера. Но все-таки это не «секретный сад». Сейчас, как и прежде, он существует для людей, гуляющих по его дорожкам и наслаждающихся его красотой.

Модный элемент современного садового дизайна — сад душистых и пряных трав в Сиссингхерсте — настоящая коллекция более ста видов разнообразных трав (наиболее полное собрание во всей Англии). Это как раз тот случай, когда в создании уникального облика и характера сада играют роль не только растения, их форма и цвет, но и аромат. Обоняние же самой Виты было таким острым, что даже с закрытыми глазами она могла назвать любую траву. Содержание сада в порядке в течение лета требует много усилий и внимания. Это касается не только цветов, но и трав. Некоторые, например кориандр и кервель, быстро вырастают и теряют свою декоративность, поэтому их приходится подсаживать 2-3 раза в течение сезона.

Самое оригинальное место Сиссингхерста, пожалуй, «Белый сад». Вначале здесь, за домиком священника, был разбит традиционный розарий. Но потом Вите пришла в голову необычная идея — сделать из него монохромный сад, почти полностью состоящий из белых цветов и серебристо-серой листвы. Гарольд осуществил ее идею в проекте, превратив сад в последовательность прямоугольных цветников, обрамленных низким самшитовым бордюром. Вита тщательно разработала схемы цветников, сочетая в них растения, различающиеся по срокам цветения. Растения подобраны так гармонично, что каждую неделю зацветают новые, и внешний вид сада частично изменяется. Остается позавидовать тем, кому посчастливилось побывать в «Белом саду» в начале июля, когда пышно цветут белые плетистые розы. Огромным снежным облаком окутывают они ажурную железную беседку, на месте которой раньше росли миндальные деревья.

Сейчас Сиссингхерст в основном известен как «Сад Виты», но она сама бы с этим никогда не согласилась, потому что всегда хотела, чтобы этот сад вспоминали как их совместное творение.

You May Also Like