Сады Альбер-Кана — это коллекция стилевых садовых направлений мира: французский регулярный сад с большой оранжереей-пальмариумом, английский пейзажный сад, и, особенно красивый, японский сад.
Сад Альбер-Кан носит имя своего создателя, Альберта Канна, который собрал в одном месте коллекцию садов разных эпох и стилей.
Альберт Канн начинал свою карьеру в банковском деле в Париже. Ему не было еще и сорока лет, когда открылся его первый банк в Булони-Беланкуре в 1898 году. Став богатым человеком, Канн начал воплощать в жизнь свои идеи.
Его проект «Путешествия вокруг света» был создан с целью накопления знаний о загадочном мире природы, людей и животных, растений и насекомых, на суше и под водой, о быте и традициях разных народов и целых континентов. Таким образом в 1909 году были основаны «Архивы планеты», которые хранят к настоящему времени 72000 печатных материалов, 4000 звуковых черно-белых записей, 183 км пленки, все это хранит информацию о ежедневной жизни природы и общества с 1910 по 1931 годы.
Одновременно в своем поместье Альберт Канн начал ‘коллекционировать’ сады самых разных стилей.
Прогулка по садам Альбер-Кана начинается с английского пейзажного сада. Дорожка идет вокруг пруда, петляет между газонами-лужайками, цветочные поляны сменяются массивами деревьев и кустарников.
Дальше картина меняется. Дорожка спускается на террасу, обрамленную рядами стриженых лип, в центре строгий регулярный газон, с цветочными бордюрами по краям и оранжерея. Это – французский сад, созданный другом Альберта Канна, пейзажистом Ахиллом Дюшеном. Он же разбил рядом фруктовый сад и розарий. Аллеи старинных роз перемежаются с квадратами яблонь, груш, слив естественных форм и формированных в кордоны и пальметты.
Самый красивый сад в Альбер-Кане – японский. Альберт Канн неоднократно бывал в Японии пребывал под сильным впечатлением от местной природы и садов. В своем владении он создал сад в традиционном стиле, с чайным домиком. Вход в сад охраняют бамбук и калитка, символичные ворота в новый мир. Необыкновенные растения размещены по территории так, чтобы украсить каждый уголок сада, но и чтобы подчеркнуть индивидуальную красоту каждого.
Японские клены больших и малых размеров, вспыхивающие осенью яркими красками, всевозможные хвойники, азалии и рододендроны, заливающие сад чарующими красками весной, папоротники, мох. Все в саду имеет свой смысл, философию, элементы соразмерны и уравновешенны, камни и растения, вода и мох – располагают к неспешности и созерцанию.
Нужно маленькими шагами по плоскому камню дорожки следовать по ее маршруту, остановиться возле большого камня, рассмотреть скульптуру из гранита, изображающую дракона или маленького Будду. В темноте путь укажут каменные китайские фонарики. Раньше в саду была большая каменная пагода, к сожалению, впоследствии разрушенная. Заходишь в маленький домик, где интерьер располагает к созерцанию картин сада, меняющихся в стеновых проемах, удобно располагаешься на ковре, и можно начинать чайную церемонию!
Рядом с традиционным японским садом расположен еще один, японский сад-символ, посвященный жизненному пути Альберта Канна. Его создал в 1988-1990 годах японский мастер Фумияки Такано. Водный поток ‘Рождения’ бежит с каменных гор с востока на запад, следуя восходу солнца, ‘юность’ проходит по берегу пруда, заканчивая свой путь на холме вокруг черного шара ‘смерти’, но шар украшен цветной мозаикой, символизирущей продолжение жизни ‘воскрешение’. Еще много ярких и необычных уголков встречаются на пути в саду Альбер-Кана, это и ручьи, и прудики, и горы из стриженых азалий, поляны ирисов, болотистые места, заросшие влаголюбивыми растениями.
С приятной усталостью покидаешь это чудесный парк, обогащенным красотой природы и мира.