Исторический парк «Лабиринт Орта» (Parc del Laberint d’Horta) в Барселоне расположен на склоне одной из гор гряды Кольсерола (Serra de Collserola), на территории бывшей усадьбы семейства Десвалльс.
Парк, история которого началась в 1791 году, на протяжении всей своей истории являлся сценой для королевских приёмов и театральных постановок. Проект неоклассического сада был разработан маркизом Жоаном Антони Десвалльсом и д’Ардена (Joan Antoni Desvalls i d’Ardena) в сотрудничестве с приглашенным итальянским архитектором Доменико Багутти (Domenico Bagutti). В создании парка также принимал участие французский садовник Жозеф Дельвалье (Joseph Delvale).
В середине XIX века потомки маркиза решили расширить парк и пригласили архитектора Элиеса Роджента (Elies Rogent) для осуществления своих планов. Роджент разработал проект романтического сада с клумбами, беседками, водопадом и каналом, соединяющим верхнюю и среднюю террасы сада. Спустя несколько десятилетий рядом с дворцом был заложен внутренний сад, а усадьба Десвалльсов превратилась в место проведения общественных и культурных мероприятий, включая театральные представления на открытом воздухе.
В 1967 году семейство Десвалльсов передало парк городским властям Барселоны, которые открыли его для публичного посещения в 1971 году. Работы по масштабной реставрации были осуществлены в 1994 году при финансовой поддержке Европейского Союза.
С 1993 года в старом дворце Десвалльсов, который украшают элементы неоготики и неоарабского стиля, располагается Центр строительства лабиринтов (Centre de Formación del Laberint, принадлежащий городским властям Барселоны Институт садоводческого образования), а также специализированная библиотека.
Исследуя этот удивительный парк, начинаешь понимать, почему именно он был выбран режиссёрами картины «Парфюмер» для экранизации одной из сцен фильма.
В чём же заключается невероятный магнетизм Лабиринта Орта? Всё дело в том, что в нём нет случайных элементов, каждая деталь здесь имеет свой смысл и несёт определённую символику! Такой характер парку придаёт его структура, состоящая из трёх частей: Итальянского неоклассического сада, Романтического сада и Внутреннего сада.
Именно характер итальянского сада продиктовал символику, ведь итальянские сады фокусировались на сценах из древнегреческой мифологии. К примеру, самый знаменитый элемент сада – лабиринт из кипарисов — олицетворяет миф «Тесей и Минотавр». В нем лабиринт является дворцом Минотавра, в котором тот поедает молодых юношей и девушек.
Небольшой обелиск в виде сферы у входа символизирует клубок нитей, который Ариадна дала Тесею, чтобы он смог вернуться из лабиринта, после того, как убьет Минотавра. Блуждая по лабиринту, неизбежно попадаешь в его центр, где перед нами открывается небольшой скверик с фонтаном, лавочками и статуей Эроса – бога любви. Она здесь тоже не случайна, ведь только благодаря любви Ариадны к Тесею ему удалось избежать гибели в лабиринте Минотавра. Размер лабиринта — 45х48 метров. Длина кипарисовой изгороди — 750 м, а высота – 2,5 м…
Покидая лабиринт, мы становимся свидетелями следующего сюжета древнегреческой мифологии. Грот нимфы Эхо напоминает нам историю ее безответной любви к самому прекрасному юноше своего времени Нарциссу. Поскольку Нарцисс не ответил нимфе взаимностью, несчастная иссохла от любви, оставив после себя лишь эхо…
Поднимаясь на вторую террасу можно увидеть две ротонды – это два храма, посвящённые двум персонажам греческих мифов – Данае и Ариадне (той самой, что дала Тесею клубок нитей).
Двигаясь в сторону третьей террасы невозможно не обратить внимание на оригинальный горельеф с источником. На нём изображены Девкалион и Пирра. По сути, это Ной с женой, которые, пережив всемирный потоп, бросают камни через голову с завязанными глазами. Из камней, что бросил Девкалион, возникают мужчины, а из камней, брошенных Пиррой – женщины. Таким образом, они возрождают человечество, полностью погибшее во время потопа.
Итальянский сад в Лабиринте Орта – это ода жизни, в отличие от Романтического сада, в котором, как это ни странно, царит символика печали, а порой и смерти…
Здесь встречается и ложное кладбище, и хижина отшельника, и грот нимфы Эгерии, которая после смерти своего возлюбленного (римского царя Нумы Помпилия), погрузилась в одиночество и от обилия слёз обратилась в источник…Но, помимо тревоги, романтический сад в Лабиринте Орта навевает и некое отрешение от суетного мира… Прогулка вдоль романтического канала позволяет насладиться едва слышными переливами воды, здесь также можно увидеть маленьких черепах и птиц. По некоторым источникам, в былые времена канал был даже судоходным.
В этой части Сада можно встретить настоящих стражей истории парка: гигантский дуб, посаженный в 1903 году, земляничное дерево (1913) и красное дерево (Секвойя), растущее здесь с 1923 года.
В XVIII веке рядом с домом был заложен Внутренний сад, ключевым элементом которого стал самшитовый партер. В данный момент вход в сад закрыт, т.к. эта часть парка нуждается в реставрации. Однако, садовникам превосходно удаётся поддерживать здесь красоту, в чем можно убедиться заглянув сквозь решётчатые ворота, увенчанные двумя брутальными львами.
Парк «Лабиринт Орта» имеет статус сада-музея и здесь одновременно может находиться не более 750 посетителей – такое ограничение введено в 1994 году для сохранения исторических памятников парка. Здесь запрещены пикники, спортивные мероприятия, в т.ч. катание на велосипеде, а также выгул собак, однако в середине лета проводится серия концертов классической музыки. Площадь парка составляет около 9,1 га.