Аборигенные растения (лат.) – растения природной флоры данной местности (не интродуцированные). Занимают в зеленом строительстве значительное место как растения, хорошо приспособленные к условиям местопроизрастания.
Абрис (нем.) – линейное очертание предмета, контур участка дерева или кустарника. План территории объекта озеленения, сделанный от руки, с указанием на нем посадочных мест растений, расположенных сооружений, дорог и т.п.
Абсолютный вес семян (лат.) – вес 1000 шт. в воздушно-сухом состоянии (у конского каштана 6,5 кг; у березы 0,17 гр.; спиреи Вангута 0,06 гр.
Агротехническая подготовка территории в З.с. – подготовка участков для проведения озеленительных работ, почвы под посев и посадку в питомнике и на объектах озеленения, устройство газона, уборка сухостоя, лечение больных деревьев.
Агротехнические работы в с.-п. строительстве (См.) – комплекс мероприятий по посадке древесных растений, устройству газонов, цветников, уходу за растениями, формированию насаждений. Агротехнические работы выполняются при условии полной подготовки участка в инженерном и агротехническом отношениях.
Ажурность (фр.) – показатель, характеризующий количество просветов в кронах как отдельных деревьев и кустарников, так и насаждения в целом (имеется в виду группа деревьев, аллея, защитная полоса).
Ажурный (фр.) –сквозистый, прозрачный, имеющий отношение к кроне дерева, надземной части кустарника, полосе насаждений.
Аквариум (лат.) – водоем, специальный сосуд с водой, с прозрачными стенками, предназначенный для содержания водных животных и растений. Небольшие аквариумы, обычно переносные, устраиваются в интерьерах школ, учреждений, квартирах, детских садах и т.п. Применимы также в садах и парках. А. специального назначения (зоопарк, сад-океанарий и др.).
Акведук (лат.) – мост для перевода канала или трубопровода через овраг, ущелье. Элемент оформления садово-паркового пространства с использованием вьющихся растений. Введен в романтические сады второй половины ХVIII в.
Акцент (лат.) – в садово-парковом искусстве подчеркивание детали (группы деревьев, дерева или кустарника) в общей пейзажной картине, привлекающий внимание своим силуэтом, окраской, освещенностью.
Альбедо (лат.) – показатель отражательной способности поверхности предметов. А. измеряется отношением количества отраженной лучевой энергии к количеству энергии поступающей (чем сильнее поверхность отражает радиационную энергию, тем меньше нагревается предмет, тем больше его А.). А. для крон деревьев 10-15%, травостоя 20-25%, поверхности почвы близко к 40%.
Аллея (фр.) – пешеходная или транспортная дорога, обсаженная с двух сторон равноотстоящими друг от друга деревьями, кустарниками или их группами в определенном ритме. А. устанавливается в зависимости от посещаемости объекта.
Аллювиальная почва (лат.) – наносная почва, формирующаяся на речных террасах, характерна для парковых объектов, устраиваемых в поймах рек. См. Почва.
Альпинарий (лат.) – каменистый сад, отображающий красоту горного ландшафта и его флору (из сочетания низкорослых и подушковидных альпийских растений со скалами, водой). Обычно создается искусственно. См. каменистые горки.
Альтанка (лат.) – (См. Беседка.)
Амфора (гр., лат.) – глиняный кувшин с узким горлом и двумя ручками. Как и многие, изделия из керамики используется в настоящее время для украшения отдельных участков парков, садов, скверов.
Ампельные растения (гр.) – р. Преимущественно с вьющимися или ниспадающими стеблями, используются для оформления интерьеров зданий. Выращиваются в амплах (подвесных на цепочках вазонах, специальной формы корзинах и др.).
Амфитеатр (гр.) – в древней римской архитектуре зрелищное сооружение в форме эллипса со ступенчато расположенными рядами сидений, в конце XVII-XVIII вв. появился в парках в виде декоративного сооружения для зрелищных мероприятий; в эпоху барокко А. называли полукругло завершение площади, противоположной зданию (дворцу). Английский парк – (См. Пейзажный парк).
Ансамбль (фр.)- в садово-парковом искусстве функционально связанная совокупность сооружений растительности и других элементов ландшафта, приведенная е единству и получившая определенный художественный облик.
Антропогенный фактор (гр.)- фактор, внесенный человеком в природный ландшафт. Оказывает значительное влияние на развитие и сохранение естественных растительных комплексов, а также на проектирование насаждений в условиях населенного места.
Анфилада (фр.) – в садово-парковом искусстве ряд отдельных разграниченных насаждениями замкнутых пространств, соединенных друг с другом проходами, расположенными по одной оси.
Асимметрия (гр.) – сочетание и распределение объемно-пространственных элементов, при котором отсутствуют оси симметрии (см.), широко применяемый прием парковой композиции.
Ассимиляция (гр.) – процесс образования органического вещества листьями растений на солнечном свету.
Ассортимент (фр.) – видовой, породный состав различных видов и форм деревьев, кустарников и травянистых растений, применяемых в озеленении в данной местности, или при проектировании конкретного объекта озеленения. А. заносится в специальную посадочную ведомость.
Аха (ha-ha, фр.) – прием, распространенный в садово-парковом искусстве XVII-XVIII вв. , заключающийся в неожиданном раскрытии границы парка на окружающий ландшафт (например, выход к каньону реки), и вызывающий восхищение (возглас ах-ах!).
Аэросолярий (гр.) – площадка в парке, оборудованная для приема воздушных и солнечных ванн.