Город Ломоносов (Ораниенбаум) расположен на южном берегу Финского залива, в 44 километрах от Санкт-Петербурга. Он широко известен своими дворцами и парками, которые вошли в сокровищницу мирового искусства как уникальные памятники XVIII столетия.
Характерной особенностью дворцово-паркового комплекса Ораниенбаума является то, что в отличие от дворцово-парковых ансамблей других пригородов Санкт-Петербурга он не был захвачен фашистами в годы Великой Отечественной войны, не подвергся разграблению и уничтожению. Таким образом, это единственный не воссозданный, а в максимальной степени подлинный дворцово-парковый ансамбль XVIII века.
Большой дворец и Нижний сад
Ансамбль Большого (Меншиковского) дворца создавался в 1710-1727 гг. Композиционным центром ансамбля является монументальное здание дворца на высоком береговом уступе. Почти одновременно с началом строительства Большого дворца перед его главным, обращенным к морю фасадом, был заложен регулярный Нижний сад. Площадь этого сада около 5 гектаров. Сад был спроектирован Д. Фонтана, но создавался он под руководством садовых мастеров Х. Граца и Я. Эйка.
К 1728 году сад имел строго симметричную планировку, был украшен партерными цветниками, боскетами и деревянной скульптурой. Зеленый массив составляли местные породы деревьев и кустарников. Но в массив были включены и плодовые деревья — яблони, вишни и ягодные кусты, что производило необыкновенный эффект. Кроме того, в Померанцевой оранжерее и теплицах Нижнего сада выращивались экзотические овощи, фрукты и цветы.
В 1728 году дворец опального Меньшикова передается в распоряжение «Канцелярии от строений» и более чем десять лет дворцово-парковый ансамбль находится в запустении. В 1741 году вступает на престол Елизавета Петровна и через два года дарит Большой Ораниенбаумский дворец своему наследнику, будущему Петру III.
В 1743 году начинается длительный этап перестройки Большого дворца. Первые пять-шесть лет этого периода связаны с именем известного архитектора Б.-Ф. Растрелли. С ним связано и возрождение Нижнего сада. Растрелли спроектировал центральную аллею как продолжение дворцовой лестницы, ввел декоративную скульптуру в оформление террас и украсил сад мраморными статуями.
С 1762 года в течение последующих 20 лет работами в Большом дворце руководил архитектор А. Ринальди. Именно в этот период достиг своего расцвета Нижний сад. В нем были сооружены фонтаны, деревянная ограда заменена на каменную и устроены двое каменных ворот.
Верхний парк
Самым большим ансамблем дворцово-паркового комплекса Ломоносова является Верхний парк. Общая его площадь превышает 160 гектаров. Работы по устройству Верхнего парка начались в первой четверти 18 века, но основной период строительства приходится на 60-е года XVIII столетия, когда Ораниенбаум стал официальной летней резиденцией Екатерины II. В это время архитектор А. Ринальди получил поручение подготовить проект дворца и парка Собственной дачи императрицы.
Приступая к планировке парка Собственной дачи, Ринальди проложил на юг одну из основных аллей парка. Позднее она получила название Тройной липовой. Эта аллея разделила территорию Собственной дачи на две части. В меньшей, восточной части, где позднее были построены основные архитектурные сооружения, был спланирован регулярный («французский») парк. Расположенная западнее аллеи, большая часть территории имеет пейзажную планировку.
В садово-парковом искусстве того времени уже намечался отход от принципов регулярной разбивки парков. Видимо, А. Ринальди искал собственный путь к органическому сочетанию разных принципов паркостроения. Первый в истории опыт, когда две стилистически различные части парка на территории Собственной дачи не только не имели резкой границы, а как бы переходили одна в другую, блестяще удался талантливому архитектору.
Учитывая особенности живописной местности, Ринальди создал один из замечательных образцов парка, в котором гармонично сочетаются сложный геометрический узор аллей и дорожек, водный лабиринт прудов, соединенных протоками, буйная растительность дикой природы и неповторимая архитектура, соединяющая прелесть рококо с элементами зарождающегося классицизма. Дворцово-парковый ансамбль Верхнего парка единственный в том смысле, что и планировка парка, и проекты архитектурных сооружений выполнены одним архитектором. Ни в одном из других пригородных ансамблей нет такого органичного сочетания разных стилей в декоре, нет такого слияния архитектуры с ландшафтом, нет столь удивительного синтеза регулярного и пейзажного принципов.